Про смысл, бессмысленность и заповеди Божьи. Смысл жизни - в моменте сейчас. Жизнь любого человека ведёт в Никуда (по большому счёту), ведёт в небытие, в Пустоту, при этом есть всего лишь два варианта, два способа заполнения жизни - либо смыслами, либо бессмысленностью. Если жизнь живёшь со смыслами, то будущее конструируешь, созидаешь, творишь, трудишься для того, чтобы жизнь продолжалась, развивалась, растишь детей, строишь бизнес, пишешь книги, вышиваешь, рисуешь, программируешь и т.д. Если жизнь смыслов лишена, то ты просто проводишь как-то время, никому особо ни в чём не помогая, ничего не созидая, не заботясь ни о своём развитии, ни о развитии общества в целом. Бессмысленность жизни хорошо видна во всех вредных привычках и всех зависимостях, таких как курение, алкоголизм, наркомания, чрезмерное потребительство, переедание, сон до обеда, информационные перегрузки (сериалами, телевизором, прочей низкосортной инфой). Бессмысленность жизни отражается в том, что вечно ищешь способ заполнить Пустоту хоть чем-нибудь приятным, ведь жизнь для себя всегда полна внутренних страданий, от которых хочется избавиться любым путём, а это намерение часто приводит к деградации и саморазрушению (вплоть до самоубийства). Вообще, разделение на осмысленную жизнь и жизнь бессмысленную хорошо перекликается с двумя конкурирующими системами мотивации, о которых писала вчера. Либо жизнь направлена на удовлетворение личных амбиций, реализацию личных желаний и т.д., тогда смерти (Пустоты) боишься, пытаешься мыслей о ней избегать, не осознавать, а смертность свою нивелировать покупкой всё большего количества вещей, чаще всего, потреблением, заливаешь Пустоту алкоголем, закуриваешь её... Либо жизнь осознанна, наполнена ценностями настоящими как то - благо всех живых существ, всеобщее процветание, развитие идей и представлений, творчество и т.д. В этом случае Пустоту наполняешь сам, не боишься её. Как говорил Дон Хуан, любые Пути ведут в никуда, но у жизни либо есть сердце, либо его нет, я понимаю эту фразу так, что либо ты любишь других, учитываешь их интересы равно как и свои ("любишь ближнего как самого себя), либо ты других унижаешь в своём сознании, ненавидишь, возможно, а себя превозносишь над ними, гордишься, считаешь себя лучше и круче всех прочих. Впрочем, бессмысленность жизни вполне может совмещаться с её осмысленностью, а эгоизм с альтруизмом и служением интересам своих детей, например, тут можно задуматься о том, что перевешивает, что весит в вашей жизни больше - личные желания и цели либо благо других. Можно, кстати, первое назвать злом, а второе - добром, и тогда становится понятным, что такое грехи, за которые мы, якобы, будем наказаны после смерти, а что такое добрые дела, за которые будем вознаграждены... Если живёшь ради собственного развлечения и кайфа, если свои желания затмевают всё прочее и не дают увидеть других людей, осознать их интересы, то ты "грешен", живёшь в аду (внутри у тебя ад), страдаешь вечно от того, что всего хочешь для себя... И будешь страдать, пока не научишься любить и уважать ближнего. А научился - значит, очистился, живёшь во внутреннем раю, любишь всех, тебя любят, служишь другим, свободен от желаний, удовлетворяешь физические потребности только, рад этому, ведь большего и не нужно. Заповедей то всего две было, а не десять. "Любите Бога" и "любите друг друга". Что значит "любите Бога"? Это заповедь про дальний круг общения, про все те миллиарды людей и всех прочих тварей, с которыми не пересекаешься лично, но осознаёшь их наличие. "Любите Бога" значит, что нужно охватывать своим вниманием весь мир целиком, всех людей, помнить себя не как отдельного маленького человечка, а как часть единого сознания (все живых существ), которое, имхо, и есть Бог (а мы его части). Нужно соотносить свои поступки с общим благом, работать, учиться, развиваться не ради себя, а ради того, чтобы стать полезным человеческому сообществу, чтобы появилась возможность привнести в коллективное сознание новые идеи, помочь кому-то, что-то создать интересное или придумать... Нужно любить этот огромный мир, эту жизнь, всегда думать о себе как о части целого, с той точки зрения, а зачем я вообще нужен или нужна в этом огромном организме мира, а что я могу дать хорошего людям, какая от меня польза и т.д. Растишь детей - уже хорошо, занимаешься ремонтом обуви - тоже хорошо, татухи бьёшь - и это хорошо, людям нравится, полезно, дети сыты... Главное не для себя делать (не чтобы нажиться или получить выгоду), а для других. Об этом уже вторая заповедь "любите друг друга". К другу, к брату, к родному человеку, к ребёнку, к коллегам или начальству, ко всем, кто составляет ближний круг общения нужно относиться так же, как вы относитесь к своему телу, к своей личности, к себе, как к Человеку. Нужно заботиться о ближнем, считаться с его или её интересами, общаться уважительно, не допускать унижений, оскорблений, всегда пытаться понять, положить кучу времени и сил на достижение взаимопонимания, это особенно важно в близких отношениях. Необходимо слушать и слышать другого человека так же ясно, как ясно мы понимаем свои собственные мысли. Это высший пилотаж, я понимаю, для многих недостижимый, но стремиться к нему надо, если выбрал осознанный стиль жизни или путь любящей доброты... Или если стремишься к духовности, или если считаешь себя добрым, внимательным, отзывчивым и т.д. Проверкой любого самомнения являются отношения человека с самыми близкими ему людьми, по характеру этих отношений можно судить о том, насколько человек чист (перед Богом, которого близкие всегда отражают нам как наши самые лучшие Учителя). Если в близких отношениях у вас бардак, ругань и недопонимание, то до духовности вам ещё топать и топать, перемалывая свой внутренний ад (следствие эгоизма). Если же в них мир, порядок, уют, доброта и взаимопонимание, то, скорее всего, личность вы внимательная и осознанная, а Человек внутри вас добр и чист в помыслах своих, открыт миру, считает интересы ближних одной из своих высших ценностей.